За
ходом национального первенства во втором дивизионе относительно
регулярно, но с разной частотой будут следить немногим более 2 млн
отечественных болельщиков. В основном это жители регионов, команды
которых участвуют в этом турнире.
В целом футбольное первенство во втором дивизионе является
одним из самых масштабных не только в России, но и в Европе - в нём
принимают участие 75 клубов, представляющих 46 регионов, в которых
проживают 70% (100 млн) граждан страны.
Турнир проходит в пяти географических зонах, а их победители
напрямую попадают в первый дивизион. В зонах "Запад" и "Юг" будут
выступать по 17 команд, в "Центре" - 16, в "Урал-Поволжье" - 14 и на
"Востоке" - 11.
В среднем у каждой команды второго дивизиона 28 тыс. поклонников, из которых почти 3 тысячи хотя бы изредка посещают стадион.
Среди участников есть шесть "Динамо", по четыре "Торпедо" и
"Металлурга" и по два "Спартака", "Локомотива" и "Волги". Одной
командой представлены "Зенит" и "Рубин".
Больше всего клубов находится в Москве и Московской области (по 6
команд), в Ростовской области (4 команды) и в Краснодарском и
Ставропольском краях (по 3 команды).
По клубным предпочтениям любители низшей профессиональной лиги распределяются так.
Рейтинг лист популярности клубов ВД-2010. Топ-15
(количество болельщиков в процентах относительно 2,1 млн реальных почитателей турнира)
1. "Динамо" Барнаул - 3,8%
2. "Факел" Воронеж - 3,6%
3. "Сокол" Саратов - 3,5%
4. "Торпедо" Москва - 2,9%
5. СКА Ростов - 2,8%
6. "Металлург" Липецк - 2,7%
7. "Радиан-Байкал" Иркутск - 2,7%
8. "Челябинск" Челябинск - 2,5%
9. "Волга" Ульяновск - 2,5%
10. "Торпедо-ЗИЛ" Москва - 2,5%
11. "Динамо" Ставрополь - 2,5%
12. "Черноморец" Новороссийск - 2,4%
13. "Чита" Чита - 2,4%
14. "Союз-Газпром" Ижевск - 2,3%
15. "Торпедо" Владимир - 2,2%.
При этом большинство поклонников второго дивизиона кроме своей
местной команды болеют ещё и за один из клубов российской Премьер-Лиги.
На стадионах
В последние годы средняя посещаемость игр второго дивизиона
держится на относительно низком уровне - 1,5-2 тысячи зрителей. А
лучшие показатели чаще бывают в зоне "Восток".
В частности, среди всех команд, принимавших участие в прошлом
и участвующих в текущем сезонах, безоговорочным лидером является
"Смена" из Комсомольска-на-Амуре. На домашних играх этого клуба нередко
собирается более 7 тыс. человек, чему могут позавидовать многие команды
первого дивизиона и некоторые клубы Премьер-Лиги.
Периодически или изредка более 5 тыс. человек в прошлом году собиралось
в Смоленске ("Днепр"), Орле ("Русичи") и Барнауле ("Динамо").
Как правило, неплохую посещаемость имеют и новобранцы дивизиона - "Черноморец", "Чита" и липецкий "Металлург".
Особенно следует отметить город Губкин (Белгородская область),
где на большинство матчей одноименного клуба собирается 4 тыс.
болельщиков, притом, что всё население составляет 85 тысяч человек. А
также ФК "Горняк" (г. Учалы, Башкортостан), на матчи которого приходят
по две из 40 тысяч местных жителей.
А одним из худших регионов по посещаемости является столичный
регион (Москва и МО), где на многие матчи собирается несколько сотен
человек.
Особенность формата турнира второго дивизиона, как и специфика
отечественного боления, определяют и тот факт, что уже к концу первого
круга большинство команд и, соответственно, их поклонники отчасти
теряют мотивацию и должное внимание к первенству. А, следовательно, по
ходу турнира заметно падает и его средняя посещаемость.
У телеэкранов
Всего хотя бы изредка матчи второго дивизиона в 2010 году на
стадионах будут смотреть 10% болельщиков (210-220 тыс. чел). Остальные
будут следить за выступлением своих клубов по различным СМИ. Для
сравнения игры РФПЛ будут посещать 2% своей аудитории, а игры первого
дивизиона - 6,5%.
Что касается телетрансляций, то, несмотря на размеры турнира,
интерес к его отдельным матчам всё-таки носит локальный характер.
Поэтому освещение чемпионата во втором дивизионе - это удел местного
телевидения, которое, как правило, ограничивается новостными или
обзорными сюжетами. А как альтернатива или дополнение - размещение
соответствующих материалов в Интернете.
Количественные оценки Аналитического Агентства СК (основаны на комплексном анализе данных мониторинга российских болельщиков в 2002-2010 гг.).